четверг, 10 декабря 2015 г.


Пленум Верховного суда РФ сейчас продемонстрировал проект распоряжения "О практике судов по делам о шантажировании", которое поменяет два документа: аналогичное распоряжение от 4 мая 1990 года и распоряжение "О исполнении судами руководящих пояснений Пленума Верховного суда РФ по употреблению законодательства об ответственности за шантажирование" от 18 августа 1992 года.
Новый документ призван решить появляющиеся у судов неприятности с квалификацией вымогательства. Например, оказать помощь различить его от похожих правонарушений. В один момент в проекте разъясняется, в каких случаях статью 163 УК РФ нужно использовать в совокупности с другими статьями УК.

В совокупности и без нее

"Так как ч. 2 и 3 ст. 163 УК предполагают ответственность за практическое использование насилия, тут добавочных квалификаций не требуется", – указывает докладчик, судья ВС РФ Елена Пейсикова. Исключения составляют только случаи, когда в результате деяний вымогателя подсудимый скончался либо был убит.
В случае если вымогатель подкрепил свои деяния побоями либо другим образом причинил пострадавшему физическую боль, нанес вред его здоровью (легкой либо средней тяжести), Верховный суд рекомендует квалифицировать такие деяния виновного по п. "в" ч. 2 ст. 163 УК РФ без добавочной квалификации по ст. 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью), 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью), 116 (побои) либо 117 УК РФ (истязание). В случае нанесения тяжёлого вреда, следует использовать п. "в" ч. 3 ст. 163 УК РФ и без допквалификации по ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжёлого вреда здоровью). В случае смерти потерпевшего по неосторожности после причинения тяжёлого вреда его здоровью сделанное следует оценивать как совокупность правонарушений, установленных п. "в" ч. 3 ст. 163 УК РФ и ч. 4 ст. 111 УК РФ. Шантажирование, сопряженное с убиением, кроме того квалифицируется по совокупности п. "в" ч. 3 ст. 163 УК РФ и п. "з" ч. 2 ст. 105 УК РФ.
От грабежа (ст. 161 УК РФ) и разбоя (ст. 162 УК РФ) шантажирование, соединенное с насилием, различается тем, что при осуществлении этого правонарушения насилие только подкрепляет угрозу, а при разбое и грабеже является средством завладения и удержания имущества. "Завладение имуществом при грабеже и разбое совершается в один момент с осуществлением насильственных деяний или сразу после их осуществления, а при шантажировании умысел виновного нацелен на получение требуемого имущества в грядущем", – отмечено в проекте распоряжения. В случае, когда шантажирование согласовано с немедленным изъятием собственности потерпевшего, эти деяния могут быть сверх того квалифицированы как разбой либо грабеж, при настоящей совокупности прав

Комментариев нет:

Отправить комментарий